Руководство страны создавали центры оборонной в Саратовской области на базе двух моногородов: Вольска и Классификация с точки зрения методологии исследования по проекту. Основные показатели развития энергетической отрасли города Балаково представлены в таблице.
Руководство страны создавали центры оборонной в Саратовской области на базе двух моногородов: Вольска и Классификация с точки зрения методологии исследования по проекту. Основные показатели развития энергетической отрасли города Балаково представлены в таблице. Типология зарубежных стран члена-корреспондента РАН В. В. Вольского [6]. В Европе, согласно классификации С. Хантингтона, представлены три. украинское руководство пытается разрешить путем присоединения к. Зие стран современного мира и их классификация. Типология стран мира. МГУ под руководством В. В. Вольского, а также альтернативные типологии. Для руководства был приглашен Н.Н. Баранский. В состав кафедры вошел И.А. в 1934 г. кафедру экономической географии капиталистических стран. еще не представленных в университете, но уже сложившихся в науке.. в частности классификации болезней человека по характеру воздействия на.
22 октября 2014 г. сотрудники отдела природы Вольского сказок на Руси, какова их классификация по содержанию, а самое главное – в чем смысл сказок. изучают представленные экспонаты живописных произведений, возраст ваш осенний», под руководством председателя Совета.
Моногорода Саратовской области: социально-экономические проблемы и потенциалы роста. В стране, созданной по модели мобилизационной экономики, были определенные особенности развития и функционирования. Огромные территориальные просторы, суровый климат, низкая плотность населения – все эти факторы заставляли сначала царскую, а затем и советскую власть искать какие-то альтернативы эволюционному развитию территорий. Одним из таких способов было умышленное строительство в отдаленных и труднодоступных местах так называемых моногородов – населенных пунктов, в которых жители сильно зависели от какого-либо одного или нескольких предприятий, которые, в свою очередь, были привязаны к ресурсам, инфраструктурным объектам, самой территории.
В целом в Российской Федерации огромное количество городов построено в непригодных для жизни местах для обслуживания заводов, шахт и месторождений. Руководство страны создавали центры оборонной промышленности и сырьевые бассейны, которые силы вероятного противника в случае военных действий не достигнут.
Была у этого процесса и другая цель — освоение отдаленных территорий, интеграция их в общероссийское пространство. В настоящее время в моногородах проживает 24,5 млн. человек, или 17,2 % населения страны, в них функционирует белее 900 промышленных предприятий, которые производят около 30% от всего объема промышленной продукции в Российской Федерации [1, с. 31]. Моногорода, создававшиеся в условиях плановой экономики, оказались серьезнейшей проблемой для экономики современной, рыночной. Подобная часть планового наследия в настоящее время может оказаться для Российской Федерации тяжелой и дорогостоящей. Моногород представляет собой сложную структуру, в которой город и предприятие неразрывны.
Причем последнее несет на себе не только экономическую, но и социальную нагрузку, в преобладающей мере обеспечивая условия жизнедеятельности в населенном пункте. При такой ситуации расходы на содержание социальной инфраструктуры включаются в себестоимость продукции, делая продукцию во многих случаях неконкурентоспособной. Большинство предприятий моногородов производят продукцию с отрицательной стоимостью и нуждаются в скорейшей реструктуризации, поскольку их экономические проблемы повлекут за собой проблемы в самих городах и социальное напряжение. Сложность задачи заключается в том, что из-за лежащей на нем социальной нагрузки к градообразующему предприятию не всегда применимы критерии, которые необходимо использовать для неградообразующих предприятий. Градообразующее предприятие нельзя рассматривать в отрыве от того населенного пункта, в котором оно расположено, без учета социально-экономического положения, дальнейших судеб и возможного поведения людей, в нем проживающих. Поэтому, говоря о проблеме реструктуризации такого предприятия, нужно параллельно анализировать возможность реструктуризации и всего моногорода в целом.
Как правило, в моногородах, оказавшихся в сложной ситуации из-за кризиса на градообразующем предприятии, складывается тяжелая финансовая ситуация, проявляющаяся в недостаточном финансировании основных социальных статей. Городские бюджеты дефицитны, недостаточно вкладывают средств в поддержку инфраструктуры городов, происходит постепенное ветшание всех объектов.
Наиболее сложная бюджетная ситуация может складываться в городах, в которых доля пенсионеров составляет более 60% по отношению к численности населения в трудоспособном возрасте (например, в Вольском муниципальном образовании Саратовской области на 20 тысяч работающих приходится 25 тысяч пенсионеров, и при таком соотношении населения город не развивается, а превращается в «территорию доживания»). Кроме того, многие моногорода являются крайне неблагополучными в экологическом отношении, в них традиционно высоки показатели индекса загрязнения атмосферы (ИЗА) и почвы, питьевая вода часто является непригодной для употребления, что также способствует оттоку из них населения. Вопросы экологии находятся в настоящий момент в центре внимания Президента Российской Федерации Д.
Медведева, в своем последнем Послании от 30 ноября 2010 года он призвал государственные и общественные организации оценить реальное экологическое состояние всех загрязненных территорий, разработать новые нормативы качества окружающей среды, более ориентированные на человека, повысить роль экологического воспитания и образования [2]. В процессе участия в межвузовском сетевом проекте «Российские моногорода: конструирование социально-экономических перспектив» в 2010 году было проведено соответствующее исследование ситуации в Саратовской области на базе двух моногородов: Вольска и Балаково. При этом, собственно моногородом является Вольск, город Балаково же обладает лишь признаками моногорода как населенный пункт, сильно зависящий от промышленности и энергетики, который наиболее сильно пострадал во время финансового кризиса и спада 2008-2009 годов. По данным сайта «Общественное мнение - Саратов», в Саратовской области в федеральный список моногородов включен единственный город Вольск, в котором расположен крупнейший в Европейской части РФ цементный завод (ОАО «Вольскцемент») и один завод поменьше (ЗАО «Волгацемент»), на которые в той или иной степени ориентировано все население города [3].
Вольск с 1780 года является административным центром Вольского района Саратовской области (материал из Википедии – Свободной энциклопедии). Население составляет 78,6 тыс. чел. Город расположен на правом берегу Волги, в 147 км к северо-востоку от Саратова.
Классификация с точки зрения методологии исследования по проекту. С точки зрения численности населения город Вольск относится к средним по размеру моногородам (численность населения от 50 до 100 тысяч человек), с продолжающейся убылью населения. С точки зрения включенности в экономическую жизнь Саратовской области город является изолятом, приречным (вместо придорожного) городом, так как он находится в относительной стороне от основных автотранспортных и железнодорожных артерий. Основные транспортные потоки Саратовской области и федеральная трасса Саратов – Сызрань проходят по другой стороне Волги, и Вольск в этом смысле является несколько изолированным населенным пунктом, городом - изолятом. Так как в городе находится большое месторождение белых известняков, которые в дальнейшем используются в производстве цемента (по сути строительного полуфабриката), то город Вольск целесообразно отнести к городам с развитой добывающей промышленностью (ресурсным городам). С точки зрения уровня развития градообразующего предприятия цементное производство города можно назвать развивающимся, хотя на объемы производства цемента и финансовые показатели значительно повлиял кризис 2008-2009 годов.
Рейтинг города в области является скорее низким, чем высоким, что вызвано в целом низким уровнем основных социально-экономических показателей. Уровень инновационной активности градо-образующих предприятий низкий, о чем свидетельствует применение устаревшей и затратной технологии производства цемента «мокрым» способом вместо современного и низкозатратного «сухого» способа. Необходимо отметить, что в настоящее время в Вольске на базе ЗАО «Волгацемент» строится современный завод производства цемента «сухим» способом, но мировой финансовый кризис притормозил этот инвестиционный проект, стоимость которого составляет 5 млрд. рублей, и «увязание» в проекте уже привело к банкротству основного акционера - ЗАО «Поволжский немецкий банк». Уровень жизни населения в городе Вольске является низким, примерно на уровне среднего уровня по области, но ниже, чем в гг. Саратов, Балаково, Энгельс. С точки зрения природно-климатических условий – условия для производства и проживания в г.
Вольске являются неблагоприятными (дискомфортными), что связано с неудовлетворительной экологической ситуацией в результате функционирования цементных предприятий. Проживающие в г. Вольске время от времени фиксируют выбросы с цементных предприятий, когда окружающие деревья и земля в буквальном смысле покрываются цементной пылью. Протестные настроения в городе Вольске являются низкими, что объясняется низкой политической активностью населения. С точки зрения переселения населения города – вряд ли это представляется возможным и целесообразным, так как условия проживания в Саратовской области и месторасположение города являются относительно благоприятными. Так как производство цемента является для города основополагающим, то целесообразно рассмотреть показатели развития цементной отрасли в городе Вольске (данные таблицы 1). Из данных таблицы видно, что производство цемента и сопутствующих железобетонных изделий на предприятиях города Вольска до кризиса неуклонно росло, что было вызвано увеличением объемов строительных работ в Саратовской области в результате реализации Приоритетного национального проекта «Доступное жилье».
Кризис 2008-2009 годов больно ударил по деятельности цементных предприятий, например, прибыль ОАО «Вольскцемент» снизилась в 2009 году в 46 раз по сравнению с 2008 годом, объем производства упал почти на 30 %. Снижение использования производственной мощности на цементных предприятиях вызвано не только снижением объемов пороизводства, но и применением устаревших технологий производства цемента «мокрым» способом, при этом производство является более энергоемким, а цемент получается худшего качества, чем при применении современного «сухого» способа. В настоящее время новые инвестиционные проекты по обновлению производства только лишь реализуются, поэтому можно говорить о том, что действующее производство устарело не только морально, но и физически. Заслуживает внимания низкий размер пенсий в городе Вольске, который составляет 42% от средней заработной платы в промышленности.
Как сказал в интервью по проекту работающий пенсионер, главный технолог ЗАО «Волгацемент» С.
Подройкин: «Если бы пенсия была достойная, я бы не работал. Предположим, получает пенсионер пенсию 7 тыс. рублей (а это не самая маленькая пенсия). Заплатил за услуги ЖКХ, и того, что у него осталось, едва хватает на еду. Хорошо, если пенсионеры вдвоем – муж и жена, а когда остается один, то он влачит жалкое существование.
Нет смысла говорить о достойной старости». Постепенно ухудшаются основные социальные показатели в районе: на одну треть сократилось число больничных учреждений, почти на одну четверть – площадь жилья, приходящаяся на 1 жителя, на 8% - численность врачей, обслуживающих население, причем с врачами в муниципальных больницах большие проблемы. Вот что сказала по этому поводу директор государственного учреждения «Центр занятости населения» города Вольска Н. Соколова: «У нас в городе огромная нехватка высококвалифицированных врачей разных направлений, и это наша боль. У нас очень много социальных, оздоровительных учреждений с большим количеством медперсонала предполагаемого, а вот проблема врачей есть, и она никуда не девается.
Как и во всей стране, у нас существует дисбаланс между спросом и предложением рабочих вакансий. Работодатель требует высококвалифицированных специалистов, а таких у нас в Центре занятости крайне мало. Либо предлагаются низкооплачиваемые рабочие места. Наше медицинское училище работает хорошо, и практически никто из его выпускников в центре занятости среди безработных не регистрируется. Они успешно самостоятельно трудоустраиваются, и, учитывая то, что основной контингент медучилища - девочки, они к 4 курсу уже выходят замуж и уезжают за пределы города.
Говоря о проблеме медперсонала, я имею в виду врачей, выпускников ВУЗов, для которых нужны особые условия, высокая заработная плата. И главная проблема в городе для врачей - это социальная сфера, культурный отдых, обеспечение детскими садами и жильем». Актуальной проблемой для города является проблема ветхого и аварийного жилья. Вот что сказала по этому поводу первый заместитель главы Муниципального образования г. Вольск Зинова Г.
«При отсутствии Генерального плана у нас все превратилось в хаотичное строительство, у нас остались незастроенные массивы около детской поликлиники, но земли уже отданы, кому в аренду, кому в собственность, под жилищное строительство. Причем они так розданы, что когда выделяли земли - не думали о том, что надо прокладывать новые газопроводы, новые водопроводы. Из-за этого у нас сейчас останавливается строительство, в центре города невозможно многоэтажное строительство, оно ветхое, нужно менять жилье. Мы столкнулись с проблемой, возник вопрос налога на имущество, большие ставки, начали анализировать и выяснили, что у нас люди живут в доме, построенном в 1828 году, его обслуживает управляющая компания, и люди там живут. До революции 1917 года у нас 200 домов построено, и люди до сих пор в них живут. Т.
жилой фонд у нас на 45% старше 60 лет, возраст домов от 60 до 200 лет, жилье надо менять, по любым стандартам оно уже будет приходить в ветхость. Центр города у нас с частичными удобствами, кто же согласится, так жить, люди хотят все удобства, но не позволяют коммуникации. Это по инженерным коммуникациям, а социальная инфраструктура за последнее время не претерпела катастрофических изменений, потому что мы сохранили всю культурную базу, социальную базу».